ВСТРЕЧА БЕЗ ГАЛСТУКА

ГЕННАДИЙ ФЁДОРОВ: «Я УВАЖАЮ ЛЮДЕЙ, КОТОРЫЕ УМЕЮТ СЛУШАТЬ...»

13 сентября 2013 | 40719 | Маргарита Алексеева | 75700 | 146 | 3 | 0 | 44 | 61 | 125


Для любой школы приезд начинающего учителя – знаковое событие. Особенно когда педагог – симпатичный молодой человек в безупречном костюме – чуть старше тех, кто перед ним сидит за партой. Вот и я помню, когда порог нашего кабинета физики в Россонской школе переступил студент-практикант из Витебского государственного педагогического института. Он был требовательным и понимающим, строгим и по-настоящему влюблённым в свой предмет. Мы с интересом и украдкой посматривали на нового учителя, стараясь произвести на него приятное впечатление. Кто бы мог тогда, в середине 80-х годов, подумать, что этот молодой человек достаточно быстро поднимется по карьерной лестнице, возглавив Россонский районный Совет депутатов?
Думаю, читателям районной газеты не очень сложно догадаться, о ком идёт речь. Представляем Геннадия Акимовича Фёдорова в нашем новом проекте «Встреча без галстуков».


– А Вы помните, когда провели свой первый урок в Россонской школе? 


– Подобные моменты, как правило, остаются в памяти каждого из нас. Это был 1983 год. После окончания четвёртого курса я приехал в Россонскую школу для прохождения педпрактики. Но получилось так, что педпрактика превратилась в первые самостоятельные шаги начинающего педагога. Просто опытный  учитель физики заболел, и мне пришлось полностью его заменять.

– Вы волновались, боялись?

 – Первое время хватало всего. Скажу честно, непросто завоевать учительский авторитет у старшеклассников, которые на четыре-пять лет моложе своего учителя. Но ничего, как-то справился. И, думаю, во многом благодаря  знаниям, которые придавали уверенность. Не хочу хвастаться, но тогда я мог решить любую задачу по физике не только школьной программы, но и за курс института.

– Можно сказать, что Вы «горели» на работе?


 – Ещё как! Я не только самым тщательным образом готовился к проведению каждого урока, но и при этом старался использовать новые интересные педагогические наработки, многие из которых черпал из специализированных журналов. Мне было интересно самостоятельно опробировать их на практике, сделать вывод об их эффективности. Я искренне радовался, когда мои ученики с лёгкостью усваивали достаточно сложный материал. И вдвойне приятно, когда эти знания оставались с ними на годы. Так, в 2007 году моя бывшая ученица Ксения Тележенко, которая сейчас живёт в США, при поступлении в Нью-Йорский университет имени Б. Баруха на факультет финансов и инвестиций сдавала физику. Во время экзамена американские преподаватели, которые были удивлены уровнем знаний Ксении, стали интересоваться у неё, где до этого она училась. Ксения с гордостью ответила: «В Беларуси». Конечно, приятно осознавать,  что в успехе Ксении есть и моя заслуга.

– А чья заслуга в том, что Вы выбрали педагогическую стезю?

– Прежде всего, замечательных учителей физики и математики, которые вели эти предметы в  Новопогостской школе  Миорского района. И физика, и математика мне давались очень легко. Для усвоения материала  достаточно было поработать на уроке, а дома я практически и не открывал учебники. Видя мои склонности к точным наукам, учителя посоветовали поступать на физмат. Я подумал: «А почему бы и нет?» и подал документы в Витебский государственный педагогический институт.

– Родители согласились с Вашим выбором?

– Он был вполне осознанным. Поэтому родители поддержали моё стремление стать педагогом, хотя сами к школе не имели никакого отношения. Отец работал бригадиром в местном хозяйстве, мама – сначала на почте, а затем дояркой. Помню, чтобы попасть на ферму, она стояла в очереди лет пять. На то время доярки там получали по 300 – 400 рублей в месяц, что было в три раза больше, чем, например, учитель.

Кроме меня, папа и мама воспитывали ещё трех сестёр, и каждый из нас благодаря родительской поддержке нашёл в жизни своё призвание. Старшая сестра Инна долгое время проработала экономистом в Шарковщинском ПМС.  Ольга живёт в Столбцах и работает библиотекарем. А самая младшая Людмила, как и я, стала педагогом.  Сейчас является  заместителем директора в одной из школ Шарковщинского района.

– Когда Вы поступали в институт, конкурс был большой?

– Я хорошо помню, что в тот год на специальность «Физика. Математика» набирали 50 человек, а документы подали 102 абитуриента. Другими словами, выходило два человека на место. Первым экзаменом письменно сдавали  математику. Тот, кто получил «3» или «4», уже практически имел гарантию поступления в ВУЗ, потому что после первого экзамена отсеялось около 30 процентов абитуриентов. Лично я получил «четвёрку» и уже во время оставшихся трёх испытаний – геометрии, физики и сочинения по русскому языку – не так сильно волновался.

–Как Вы думаете, почему сейчас возникли проблемы с набором в университеты абитуриентов на специальность «Физика. Математика»? Как поправить ситуацию?

– Безусловно, я знаю о недоборах на педагогические специальности. На мой взгляд, тому есть несколько причин.  Первая из них – недостаточная профориентационная работа самих ВУЗов. Так, в моё время при институте функционировал  факультет будущих учителей, который являлся своеобразной кузницей будущих абитуриентов. Там, будучи  в десятом классе, учился и я: выполнял контрольные работы, которые возвращались ко мне не только с оценкой, но и с аннотациями преподавателей, приезжал к ним на консультации. Поэтому во время вступительных экзаменов я знал и сам институт, и некоторых преподавателей. Потому чувствовал себя увереннее. Во-вторых, отказ в школах от профильного обучения. Сейчас вновь Министерство образования пробует  вернуться к данной системе, чему я рад. И, в-третьих, небольшая учительская зарплата.

Подумайте, если педагог в среднем зарабатывает  3 300 000– 3 500 000 рублей, а программист около 10 миллионов, то на какую специальность, скорее всего, вы подадите документы? Выбор очевиден.

– А Ваша учеба в ВУЗе протекала «без хвостов» и пересдач?

– Я сдавал сессии практически всегда на «отлично», в конце концов, окончив институт, получил Диплом с отличием. При распределении у меня был выбор: я мог остаться  в качестве учителя в одной из школ города Витебска, мог продолжить учёбу в аспирантуре, а затем преподавать в институте, но я выбрал Россоны. Почему? Я, уже на то время женатый человек (с Ольгой  я познакомился ещё в институте, после двухгодичного знакомства мы поженились), должен был думать, как содержать семью. Да и Ольга была родом из Россон. Вот и решили ехать к ней на малую родину. 

– Прежде чем увидеть Россоны, что Вы знали о них?


– Практически ничего. Не считая того, что Россонщина очень сильно пострадала во время войны, что люди здесь живут скромно. Впервые я приехал в район, когда знакомился с родными своей невесты. Помню, когда завернул за Полоцк, меня удивил лес, который стоял сплошной стеной. И сразу возник вопрос: «Интересно, и куда же я приеду?». Хотя, когда прошёлся по райцентру, Россоны мне очень понравились. Особенно розы, которые росли от Дома культуры до универмага.

– Как говорят, пути Господни неисповедимы. И далёкий неизвестный Россонский район стал для Вас второй малой родиной, где Вы состоялись как личность и как педагог. Здесь Вы почувствовали, что значит быть руководителем…

– Первый опыт работы на руководящей должности я приобрёл в качестве директора Селявщинской школы. А уже через три года  председатель райисполкома Иван Викторович Тысенчук предложил мне возглавить районный отдел образования. Но накануне вечером  он устроил мне заочный экзамен, обойдя территорию школы вместе с директором колхоза «Новый мир» Иваном Владимировичем Козловым. Так в 28 лет я стал нести ответственность за всю систему образования района. Мне повезло, что в отделе образования тогда работали опытные профессионалы. Настоящей опорой для меня стали мой заместитель Надежда Ивановна Задровская, начальник хозгруппы Галина Михайловна Малиновская, главный бухгалтер Наталья Владимировна Сазонова. Эти люди подсказывали и поддерживали в трудную минуту, за что я им очень благодарен. Хотя через пару лет уже сам стал ставить перед ними задачи. А всего начальником отдела образования я проработал 19 лет.

– И никогда не возникало желания сбросить со своих плеч тяжёлый груз ответственности?

– На самом деле, несколько раз порывался уйти. Даже себе новое место работы подыскивал. А потом думаю:«Ещё годик потерплю». Так и складывались год за годом.

–  Когда Вы стали председателем районного Совет депутатов, что-либо изменилось в Вас как в человеке?

– Хочу сказать сразу, что первое время мне хотелось придти в кабинет к Виктору Викторовичу Мельникову и попроситься к нему на работу простым учителем. Просто в новой должности было много непонятного, в то время как всю «кухню» отдела образования я знал с закрытыми глазами. Но надо было потерпеть, освоиться, вникнуть в тонкости новых обязанностей. Ведь у районного Совета депутатов множество направлений деятельности. И все они связаны с людьми. А, на мой взгляд, главный принцип этой работы заключается в том, чтобы уделять внимание каждому человеку, вне зависимости от его места жительства, а также не давать ему ложной надежды. Если можешь решить проблему – решай, не можешь – так прямо и скажи.

 – По сути своей профессиональной деятельности Вы общаетесь с разными людьми. Скажите, что Вы категорически в них не приемлете, что Вас больше всего раздражает?


– Меня раздражает человек, который не умеет и не хочет слушать мнение другого. Даже если он знает, что не прав, но всё равно продолжает настаивать на своём. На бытовом уровне я никогда не буду общаться с человеком, который потерял уважение к себе, опустившись на самое дно. Он вызывает у меня  всего лишь жалость и недоумение, которые не могут стать основой для выстраивания отношений.

– А Вы способны прощать?

– Однозначно. Я совершенно не злопамятный человек, поэтому мне не нравятся люди, которые долго держат зло. 

– Безусловно, Вы знаете пословицу: «Не имей сто рублей, а имей сто друзей». А сколько настоящих друзей у Вас?


–  Я считаю, что настоящих друзей много быть не может. Эти люди проверяются годами, горем и, что более всего приятно, радостью. Ведь посочувствовать может каждый, а искренне порадоваться за другого – далеко не все. Иногда с настоящими друзьями я обсуждаю даже более сокровенные темы, чем с женой. Но таких друзей в моей жизни не больше четырёх человек.

– Насколько сложно уживаться двум педагогам?

–  Что скрывать, сложно. И чтобы избегать споров или других неприятных ситуаций, мы с Ольгой  всегда старались не разговаривать на тему школы, уроков, взаимоотношений в учительском коллективе. А ещё я хочу сказать, что в семье педагогов, которые полностью посвящают себя своим ученикам, страдают собственные дети. Просто сил не хватает, чтобы ими заниматься так, как положено.

– Однако этот факт не помешал Вам вырастить достойных детей?


– Мне повезло и с дочерью, и с сыном. Маше уже 27 лет. Она сначала закончила Полоцкий педагогический колледж, а затем заочное отделение Международного университета « МИТСО» по специальности «Экономист». Но пока работает в детском саду воспитателем. Маша нам подарила прекрасного внука – Егорку, которому уже пять с половиной лет. 
17-летний Паша в этом году поступил в Военную академию Республики Беларусь. 14 сентября  всей семьёй поедем к нему на торжественное принятие присяги. 

– Вы – строгий отец?

– Скорее демократичный. Я всегда старался разговаривать со своими детьми на равных, старался убеждать их на конкретных положительных примерах, объяснять. Правда, не обошлось и без наказаний. Но я до сих пор переживаю по этому поводу, ведь, возможно, и я где-то был не прав.

– С внуком часто общаетесь?

– Практически каждую неделю. Егор  вместе с родителями приезжает к нам в баню, любит париться. А ещё ему нравится путешествовать. Он суперобщительный и гиперактивный, что иногда даже пугает. Егорке всё интересно, только предлагай новые занятия.

– Спасибо Вам за интересную беседу. 

Искать похожите статьи:

НОВОСТИ БЕЛТА
ПОПУЛЯРНОЕ ЗА НЕДЕЛЮ
МЫ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ
АРХИВ ГАЗЕТЫ
0000-00 | 2007-декабрь | 2010-февраль | 2010-март | 2010-апрель | 2010-май | 2010-июнь | 2010-июль | 2010-август | 2010-сентябрь | 2010-октябрь | 2010-ноябрь | 2010-декабрь | 2011-январь | 2011-февраль | 2011-март | 2011-апрель | 2011-май | 2011-июнь | 2011-июль | 2011-сентябрь | 2011-октябрь | 2011-ноябрь | 2011-декабрь | 2012-январь | 2012-февраль | 2012-март | 2012-апрель | 2012-май | 2012-июнь | 2012-июль | 2012-август | 2012-сентябрь | 2012-октябрь | 2012-ноябрь | 2012-декабрь | 2013-январь | 2013-февраль | 2013-март | 2013-апрель | 2013-май | 2013-июнь | 2013-июль | 2013-август | 2013-сентябрь | 2013-октябрь | 2013-ноябрь | 2013-декабрь | 2014-январь | 2014-февраль | 2014-март | 2014-апрель | 2014-май | 2014-июнь | 2014-июль | 2014-август | 2014-сентябрь | 2014-октябрь | 2014-ноябрь | 2014-декабрь | 2015-январь | 2015-февраль | 2015-март | 2015-апрель | 2015-май | 2015-июнь | 2015-июль | 2015-август | 2015-сентябрь | 2015-октябрь | 2015-ноябрь | 2015-декабрь | 2016-январь | 2016-февраль | 2016-март | 2016-апрель | 2016-май | 2016-июнь | 2016-июль | 2016-август | 2016-сентябрь | 2016-октябрь | 2016-ноябрь | 2016-декабрь | 2017-февраль | 2017-март | 2017-апрель | 2017-май | 2017-июнь | 2017-июль | 2017-август | 2017-сентябрь | 2017-октябрь | 2017-ноябрь | 2017-декабрь | 2018-январь | 2018-февраль | 2018-март | 2018-апрель | 2018-май | 2018-июнь | 2018-июль | 2018-август | 2018-сентябрь | 2018-октябрь | 2018-ноябрь | 2018-декабрь | 2019-январь | 2019-февраль | 2019-март | 2019-апрель | 2019-май | 2019-июнь | 2019-июль | 2019-август | 2019-сентябрь | 2019-октябрь | 2019-ноябрь |

0000 | 2007 | 2010 | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 | 2016 | 2017 | 2018 | 2019 |

ГОРОСКОПЫ ПО ЗНАКУ ЗОДИАКА



ССЫЛКИ НА РЕСУРСЫ
Россонский районный исполнительный комитет
Витебское областное управление МЧС РБ
Официальный сайт Россонской средней школы имени П.М. Машерова
Туризм и отдых в Россонском районе
Детский правовой сайт
ГЛХУ Россонский лесхоз
ВИДЕО О РОССОНАХ
ФОТОРЕПОРТАЖИ