На очередной сессии районного Совета депутатов был рассмотрен вопрос выполнения Программы развития системы образования Россонского района на 2012-2015 годы. В работе сессии приняли участие народные избранники, председатель районного исполнительного комитета Александр Николаевич Шубский, представители общественных организаций, педагоги и ветераны педагогического труда района.
Присутствующим на сессии о развитии системы образования в районе рассказал начальник отдела образования, спорта и туризма райисполкома Виктор Викторович Мельников. Он отметил, что ежегодно на функционирование системы образования выделяется порядка 35 процентов средств из районного бюджета.
За время действия Программы развития в результате оптимизации образовательной сети района уменьшилось количество учреждений общего среднего образования с 10 до 7, увеличилось количество учреждений дошкольного образования с 4 до 5. Для учащихся и воспитанников, проживающих в населенных пунктах, где отсутствуют учреждения образования, организуется подвоз. Ежегодно увеличивается численность таких детей: если в 2011/2012 учебном году к месту обучения и воспитания подвозилось 135 учащихся и 11 воспитанников, то в 2015/2016 учебном году – 153 школьника и 29 воспитанников из 29 населенных пунктов. За время действия Программы развития пополнился и обновился парк школьных автобусов: приобретено 4 единицы транспортных средств.
На 1 января 2016 года в районе проживало 625 детей дошкольного возраста. Образовательными услугами в системе дошкольного образования охвачены 355 детей, что составляет 68 % от общей численности детей района от 1 года до 6 лет.
В целях создания доверительных отношений между семьей и дошкольным учреждением и безболезненного привыкания ребенка к нахождению в детском саду в дошкольных учреждениях «Государственный ясли-сад № 1 г.п.Россоны» и «Государственный ясли-сад № 4 г.п.Россоны» организованы группы с кратковременным режимом пребывания. Обеспечивается 100-процентный охват детей пятилетнего возраста подготовкой к школе, в том числе и через дошкольные учреждения.
Образовательный процесс обеспечивают 70 педагогических работников (специальное дошкольное образование имеют 35 процентов), 68 процентов из них имеют высшее образование, 38 процентов – высшую и первую квалификационные категории.
Выполняются требования Программы по развитию образовательных услуг, оказываемых на платной основе. По запросам родителей воспитанников с учетом возраста детей и допустимой учебной нагрузки в настоящее время в дошкольных учреждениях поселка работают 10 платных кружков, на занятиях которых дети занимаются хореографией, спортивными танцами, изобразительным искусством.
С 2013/2014 учебного года в Россонской средней школе организовано изучение отдельных учебных предметов (математика и физика) на повышенном уровне, а с 2015/2016 учебного года в Россонской средней школе и Клястицкой детском саду-средней школе организовано на ІІІ степени общего среднего образования профильное обучение по химии и биологии, иностранному языку и обществоведению, белорусскому языку и математике.
Все учреждения общего среднего образования обеспечены компьютерной техникой (всего в школах района имеется 75 компьютеров), в пяти –оборудованы компьютерные классы. В трех средних школах библиотеки оснащены компьютерной техникой, что совершенствует работу библиотекарей.
Ежегодно на базе учреждений общего среднего образования и учреждения дополнительного образования организуется работа объединений по интересам. В 2015/2016 учебном году на базе учреждений образования организована работа 39 объединений по интересам, в них занято 57,2 процента от общего количества учащихся, в Центре детей и молодежи–27 объединений по интересам, в которых занимается 549 обучающихся. В 23 спортивных секциях, организованных в учреждениях образования, занимаются 314 учащихся, или 34 процента от общего количества учащихся. В детско-юношеской спортивной школе занимается 220 учащихся, в том числе на селе 67.
За время действия Программы учащимися района получено 3 диплома на областном этапе республиканской олимпиады по учебным предметам, 13 дипломов на областных научно-практических конференциях «Я познаю мир», «Эврика», «КВАНТ», 2 диплома на областном этапе фестиваля межкультурных коммуникаций, 3 диплома в дистанционных конкурсах «Первый шаг в науку» и «Юный исследователь». Если сравнивать успеваемость учащихся с 2011/2012 по 2014/2015 учебные годы, то здесь прослеживается положительная динамика. По итогам 2011/2012 учебного года на 6-10 баллов успевали 45 процентов учащихся, высокий уровень знаний имели 4,6 процентов учащихся, по итогам 2014/2015 учебного года – 52,7 процента и 8,2 процента соответственно. Ежегодно учащимся вручаются свидетельства об общем базовом образовании особого образца, в 2011/2012, 2013/2014 и 2014/2015 учебных годах учащиеся награждались золотыми медалями.
Со стороны учреждений образования уделяется внимание своевременному выявлению детского неблагополучия в семьях. В районе наметилась положительная тенденция снижения численности детей, признанных в социально опасном положении. В среднем 83 процента детей возвращаются в биологические семьи.
В 2015/2016 учебном году 186 детей в районе с особенностями психофизического развития нуждаются в специальном образовании, из них – 20 детей-инвалидов. Из 186 – 103 школьника. Для 9 из них организовано обучение на дому.
Коррекционную помощь оказывают 15 педагогов-дефектологов, все имеют высшее педагогическое образование, высшую квалификационную категорию имеет 1 педагог, первую – 12, вторую – 2.
Воспитательное пространство для обучающихся включает не только возможности учреждения образования, но и спортивных, и учреждений культуры.
На постоянном контроле находится занятость учащихся в летний период. Учащиеся посещают пришкольные оздоровительные и профильные лагеря, лагерь труда и отдыха, работают на пришкольных участках в трудовых объединениях, а также заняты в бригадах по благоустройству и ремонту учреждений образования. Принимаемые меры направлены на профилактику противоправного поведения учащихся. Если в 2012 году подростками было совершено 21 правонарушение, то в 2014 – 10. Однако в 2015 году обучающимися совершено 20 противоправных действий. Поэтому в данном направлении работа будет проводиться на более качественном уровне.
В своём выступлении Виктор Викторович Мельников отметил, что за время действия Программы увеличилось количество педагогов, имеющих первую квалификационную категорию. На 1 января 2016 года высшую и первую квалификационные категории имели 66 процентов педагогических работников. С 2012 года в район прибыли 23 молодых специалиста, из них 17 – уроженцы Россонского района, 5 из которых обучались по целевым направлениям.
Как было отмечено в ходе обсуждения вопроса, отделом образования, спорта и туризма райисполкома и учреждениями образования проделана значительная работа по реализации Программы развития системы образования Россонского района на 2012-2015 годы, в основном выполнены прогнозные показатели по разделам Программы, что позволило создать оптимальные условия для обеспечения прав и законных интересов граждан в сфере образования.