Огромную роль в спасении людей играет диспетчер, от решительных действий которого зависит, как быстро огнеборцы прибудут по вызову. Рабочие будни диспетчеров проходят в небольшом помещении центральной аварийно-пожарной части в Россонах. Именно сюда поступает информация из всего района о пожарах, ДТП и других чрезвычайных ситуациях. Именно в этой маленькой комнате ведётся невидимая работа по спасению жизней. И выполняют её диспетчеры, один из которых – Александр Подвительский (на снимке).
Александр – человек в отрасли новый. За плечами всего ничего – около двух лет службы в отделе, год из которых – испытательный срок.
– Судя по тому, что я ещё здесь, этот период прошёл успешно,– шутит Александр. – Пока тебя испытывают, даже обмундирование выдают не в полной комплектации, – рассказывает о тонкостях профессии диспетчер. – На первый взгляд, ничего сложного в том, чтобы отвечать на звонки, нет, но, поверьте, это только до первого вызова. Даже после стажировки в своё первое дежурство я всё равно волновался, и это при том, что рядом был наставник, опытнейший в этом деле человек – Юрий Таратутко.
От твоих действий, по сути, зависит, насколько быстро будет оказана помощь человеку. К примеру, поступает звонок, ты должен узнать, что и где горит, есть ли пострадавшие или угроза жизни людям. Не кладя трубку, по сведениям оцениваешь ситуацию и принимаешь решение о количестве высылаемой техники и пожарных. Если нужно, отправляешь расчёт ближайшего поста к месту происшествия, ведь дорога каждая секунда! И продолжаешь уточнять детали, которые могут очень помочь при тушении. Дальше – держишь связь с управлением. Туда отправятся спецдонесение и вся рабочая информация.
А сколько случаев, когда в службу спасения звонят, не представляясь, не указывая точных данных, на эмоциях сообщают факт и кладут трубку! Пока выясняешь, что да как, время уходит.
Было дело, в Клястицах загорелся автомобиль. Очевидец пожара набрал 101, в полной уверенности, что позвонил на спасательный пост в агрогородке, в трубку протараторил, мол, быстрее выезжайте, здесь же близко, и … короткие гудки. На то, чтобы выяснить, что случилось и где пожар, мне понадобилось две минуты, а машина горит пять. Вывод, думаю, очевиден.
– Что самое сложное в профессии? – интересуюсь У Александра.
– Самообладание и умение успокоить людей. Ведь нам сообщают не только о пожарах. Случается, звонят родственники потерявшихся в лесу людей или очевидцы дорожных аварий. Безусловно, за всех тревожно. И всегда приятно, когда вовремя приехали, спасли, оказали помощь. Значит, всё не зря, значит, наше дело нужное.
– Наверное, когда попадаешь в МЧС, становишься другим человеком и на всё смотришь другим взглядом, – рассуждает Александр. – Как-то поздно вечером возвращался из Полоцка и стал свидетелем пожара в Зелёнке. Пока прибыли подразделения из Полоцка и Селявщины, помогал людям, успокаивал. Оставаться безучастным – это не про спасателей.
Александр – человек ответственный и порядочный, в душе и по жизни творческая натура. Он не только с честью носит форму, но и прекрасно поёт, играет на гитаре. Многие акции, которые прошли в районе, были организованы с его участием, молодой спасатель представляет районный отдел по чрезвычайным ситуациям на областном и республиканском смотрах-конкурсах художественной самодеятельности органов и подразделений МЧС Беларуси. И, надо сказать, весьма успешно: ему рукоплескал весь зал, а министр МЧС поздравил лично, пожал руку и вручил награду за первое место.
– Каждый человек должен стремиться к высоким результатам, совершенствоваться, развивать новые грани и в профессии, и в творчестве, – уверен Александр, – впрочем, это касается и самой жизни.
Я всей душой полюбил то, что ещё совсем недавно казалось таким далёким. Понял, что хочу служить в пожарной службе. Я знаю, что делать дальше, как жить. Для себя уяснил одно – присягу нужно принимать единожды и на всю жизнь.
Диспетчеры трудятся сутками. есть всего четыре часа на отдых, это если повезёт. С утра один заступает на дежурство, и на следующий день его сменяет коллега из второй смены.
Александр говорит, что каждый раз открывает для себя что-то новое и интересное в работе и радуется тому, что может помогать людям. Поэтому жители района могут быть уверены, что, позвонив по номеру 101, они получат необходимую помощь от профессионалов.
Именно со слов Александра «Дежурная служба МЧС. Здравствуйте! Чем Вам помочь?» начинается путь к спасению человеческих жизней. Каждого, кто позвонит в пожарную часть, диспетчер выслушает и даст совет. Ни одну просьбу о помощи здесь не оставят без внимания.