Жуткая классификация пешеходов, но, к сожалению, это так и есть. Практически каждый день в сводках ГАИ фиксируется печальная статистика ДТП с участием пеших участников дорожного движения. Сотрудники Госавтоинспекции связывают это с тем, что не у всех пешеходов есть фликеры. Как на самом деле складывается ситуация на дороге в нашем районе, мы проверили вместе с начальником ОГАИ Россонского района Василием Молчановым.
Начну с того, что, согласно Правилам дорожного движения, пешеход имеет право двигаться по тротуару, пешеходной или велосипедной дорожках, а при их отсутствии – по обочине. Если указанных элементов дороги нет или по ним нет возможно идти, то двигаться допускается по краю проезжей части навстречу движению транспортных средств, причём в тёмное время суток пешеход обязан обозначить себя световозвращающим элементом.
Маршрут по вечерним дорогам района начинается из райцентра в агрогородок Краснополье. Помню по предыдущим поездкам, что именно здесь большое количество любителей велосипедов. Радует то, что многие владельцы поняли: правильно оборудованный «двухколёсый друг» – это надёжное, а главное, безопасное средство передвижения.
– Нехватка велодорожек, отсутствие велостоянок, лояльности к велосипедистам со стороны водителей, пешеходов, автоинспекции… Эти сложные отношения на дорогах регулируют Правила дорожного движения, которые сами велосипедисты считают не всегда для них приспособленными. Но, как показывает печальный опыт, элементарное соблюдение Правил может сделать передвижение на велосипеде более безопасным. Например, основная причина ДТП с участием велосипедистов в тёмное время суток – отсутствие освещения. По Правилам дорожного движения, велосипед в тёмное время суток должен иметь впереди фару (фонарь), излучающую белый свет, сзади -- фонарь, излучающий красный свет. Мы рекомендуем велосипедистам также иметь на себе световозвращающие элементы, а лучше – жилеты, тогда будет гарантия, что вас заметят, – говорит Василий Сергеевич.
Я, конечно, за законополсушного водителя и пешехода в этом рейде, но работа есть работа... И если начальник районной Госавтоинспекции видит непорядок, конечно, он обязан отреагировать.
Василий Молчанов просит остановиться женщину-велосипедистку, которая везёт на багажнике ребёнка. Конечно, женщина сразу приводит аргументы: « Мы здесь недалеко живём, трасса ведь не бойкая…» Но закон -- это закон. Он гласит, что перевозить детей на велосипеде, согласно Правилам дорожного движения, запрещено, но такая вещь, как специальное кресло, может стать полезным приобретением для тех, кто серьёзно относится к безопасности при езде на велосипеде. По закону на велосипеде не разрешается перевозить пассажиров, кроме детей в возрасте до семи лет на дополнительном сиденье, оборудованном надёжными подножками.
Спустя некоторое время нам навстречу едет другой велосипедист, останавливается сам и хвастает, что у него всё в норме.
– Хотите, даже посигналю, – говорит мужчина и делает пару звуков из самодельного клаксона. Василий Сергеевич улыбается:
– Видимо профилактика – действенный метод, мы уже встречались с ним раньше.
Во время рейда я решила поинтересоваться у водителей, что они думают о фликерах у пешеходов.
– Да, это очень действенный метод, – говорит мужчина, представившись Андреем Вячеславовичем. – Вот только моё пожелание, чтобы люди носили фликер на рукаве, там он намного заметнее в тёмное время суток, чем на сумочке или замках верхней одежды. Не стоит забывать, что тем самым люди в первую очередь заботятся о своей же безопасности.
По календарю в день нашего рейда тёмное время суток наступало в 18.25, именно с этой минуты пешеходы обязаны обозначить себя светоотражающими элементами.
( Прим. автора. -- С каждым днём надевать фликер стоит намного раньше, так как уменьшается световой день.)
Едем в сторону райцентра, и, пока есть свободная минутка, Василий Сергеевич говорит о печальной статистике на дороге, что сложилась в нашей области. Только с участием пешеходов за девять месяцев было совершено двадцать три ДТП, в них два человека погибли, двадцать один получил ранения.
– В большей степени это из-за безалаберного отношения к себе в первую очередь, – говорит Василий Молчанов. – Чаще всего наезды на пешеходов совершаются в тёмное время суток, поэтому Госавтоинспекция и бьёт тревогу, проводя различные спецмероприятия. Но это только для того чтобы лишний раз напомнить водителям и пешеходам друг о друге.
По словам начальника, часто курьёзные случаи с пешеходами на дороге происходят из-за алкоголя, а также во время перехода улицы людьми старшего поколения, которые не всегда способны оценить дистанцию до проезжающей машины и время, необходимое для пересечения проезжей части.
Райцентр в 19.00 нас встретил отсутствием уличного освещения, но буквально минут через десять свет уже горел. Едем по второстепенным дорогам, чаще всего встречаются люди пожилого возраста, которые имеют светоотражатели на сумках.
– Видите, фликеры как бы и есть, но, по сути, их не видно, – говорит Василий Молчанов. – Таким пешеходам мы можем только рекомендовать сменить светоотражатель, ведь он в первую очередь для безопасности, а не для красоты. Внимание инспектора привлекла пенсионерка, идущая против движения и, как показалось, не имевшая фликера. Остановившись для проверки, начальник ГАИ увидел световозвращающий элемент, но был он на ручке сумочки, поэтому не «подсвечивал» встречным автомобилям. Начальник ГАИ посоветовал женщине обзавестись ещё одним световозвращателем, который позволит встречным автомобилистам разглядеть её в темноте, или же приобрести фликер на руку. По словам начальника, в крайнем случае, если нет фликера, пешеход может обозначать себя светом экрана мобильного телефона или карманным фонариком.
Дальше наш маршрут лежит к Торговому центру, здесь в любое время немалое скопление автомобилей, да и пешеходов в этом месте не меньше. И несмотря на то что буквально в пятнадцати метрах есть пешеходный переход, зачастую люди им просто пренебрегают. Да что душой кривить, не раз и я так делала, рассчитывая, что напрямую перейти улицу значительно быстрее, хотя знаю, что не безопаснее. Вот и сегодня, пока не увидели «гаишную» машину, люди в основном пользовались методом «авось повезёт – проскочу», перебегая улицу в неустановленном месте.
– В Правилах дорожного движения рекомендуется при пересечении проезжей части носить также светоотражающие элементы, – говорит Василий Сергеевич. – Но очень часто люди это игнорируют. Даже идя по «зебре» в тёмное время суток, человек без фликера рискует жизнью сильнее, поскольку он издалека практически не заметен. Да и водители не всегда сбавляют скорость перед нерегулируемым пешеходным переходом, особенно если никого не видят… В первую очередь у человека должен быть развит инстинкт самосохранения: хочет ли он жить, если ему лень обозначить себя фликером. По статистике, водитель видит пешехода с фликером на расстоянии, в четыре раза более далёком, чем пешехода, который идёт без каких-либо светоотражателей. Это означает, что у водителя вчетверо больше времени, чтобы затормозить, – добавляет начальник Россонской Госавтоинспекции.
Быть «светящимся” нужно вовсе не для красоты или во избежание штрафа, а исключительно для собственной безопасности. И набивший всем оскомину призыв покупать и носить фликеры, как правило, работает в повседевной жизни: водитель издалека видит “светящегося” человека, и у него есть время на раздумья и, что самое главное, на принятие решения.
–Нужно помнить, что каждого из нас всегда ждут дома, – сказал в завершение рейда Василий Молчанов. Только за один октябрьский вечер выявлено шестеро пешеходов-нарушителей и один велосипедист. В подавляющем большинстве случаев нарушители были без фликера.