Россонщина славится обширными лесными массивами, высокой степенью сохранности естественных лесо-озёрно-речных природных ландшафтов, богатой фауной. Не удивительно, что наш район является центром притяжения для любителей охоты из ближнего и дальнего зарубежья. Поклонников этого вида отдыха привлекают простые и прозрачные Правила охоты, доступные цены и природные богатства региона.
Организацией охотничьих туров в нашем районе занимается несколько структур. Основной поток охотников приходится на охотхозяйство Россонского лесхоза и Россонское охотничье хозяйство Полоцкой межрайонной организационной структуры Белорусского общества охотников и рыболовов. Их охотугодья раскинулись соответственно на 38 и 70 тысячах гектарах. И те и другие готовы предложить туристам любые виды охоты – загонную, ходовую, с вышки, на реву, с флажками, с подманиванием, а перед этим помогут решить все организационные вопросы, в том числе по оформлению необходимых разрешительных документов. В основном на Россонщину приезжают поохотиться на копытных животных и пернатую дичь.
– С начала года специалисты нашего охотхозяйства организовали 15 охотничьих туров: 13 – для туристов из стран СНГ, в основном это россияне, и два – для граждан Евросоюза, – рассказывает инженер по охотничьему хозяйству лесхоза Константин Наумов (на снимке). – На въездном охотничьем туризме наше учреждение заработало около 40 тысяч рублей, но по итогам 2024 года планируем выйти на более значимую сумму: на конец ноября и декабрь запланировано ещё несколько туров.
Их стоимость зависит от типа охоты, вида животных и выбранных услуг – проживание, питание, первичная разделка, аренда охотничьего оружия и прочее.
– Например, в конце апреля приезжали поохотиться на пернатую дичь трое поляков. Надо сказать, что европейцев мало интересует «мясная» нетрофейная охота. Они едут к нам за трофеями – рогами с черепом, шкурами, клыками, тушками глухаря, тетерева и т.д. Так вот, пятидневный охотничий тур на пернатую дичь им обошёлся в 11 тысяч с небольшим рублей. Примерно половину этой суммы охотники заплатили за добытые трофеи: три глухаря, два тетерева и пять вальдшнепов. Вторая половина ушла на оплату организации охоты, проживания, питания, аренды оружия и стоимости патронов. Если бы поляки охотились, например, на трофейных копытных животных, то только один добытый лось, чей череп с рогами весил бы более десяти килограммов, им обошёлся примерно в пять с половиной тысяч рублей. Олень благородный – ещё плюс тысяча.
Россиянам же охота в угодьях лесхоза обходится на порядок дешевле. Например, в октябре за двухдневный тур двое россиян заплатили четыре с половиной тысячи рублей. При этом они добыли одного нетрофейного оленя и две нетрофейных лани, – «раскладывает по полочкам» инженер по охотничьему хозяйству.
Как уверяет Константин Николаевич, за два года работы в должности он ни разу не слышал от любителей охоты ни слова недовольства. А это значит, что уровень организации охотничьих туров и всех сопутствующих услуг в лесхозе находится на достойном уровне.
Не последнюю роль в этом играет и развитая инфраструктура охотничьего хозяйства. Чего только стоят Домики охотника в Селявщине и Янковичах! Первый из них готов принять сразу 12 охотников, второй – семеро. Дополнительными «бонусами» к проживанию и там, и там являются бани, мангалы, коптильни, вольеры для собак, разделочные для дичи и т. д.
Есть своя инфраструктура в районе и у БООР. Она представлена охотничьей базой в деревне Тофели, где с комфортом могут разместиться 11 человек.
– Работниками нашей структуры на территории Россонщины в этом году проведено 18 охоттуров, 16 – для россиян и граждан Евросоюза, остальные – для любителей охоты из нашей страны, – рассказывает заместитель председателя - главный охотовед Полоцкой межрайонной организационной структуры РГОО «БООР» Александр ВАРВАШЕВИЧ .– Пока заработали почти девять тысяч евро. Наверное, могли бы и больше. Свою роль сыграла реорганизация: в конце августа этого года Россонская районная организационная структура вошла в состав Полоцкой межрайонной структуры. В результате были потеряны некоторые контакты и связи. Но, думаю, в ближайшее время всё будет восстановлено и охотхозяйство начнёт работать в полную силу.
И представитель лесхоза, и представитель БООР считают, что лучшей рекламой охотничьего туризма является «сарафанное радио». Если гость получит от охоттура настоящее наслаждение и вернётся домой с желанным трофеем, то обязательно приедет поохотиться ещё раз. Да не один, а с друзьями- охотниками. При этом охотхозяйства не игнорируют и другие виды рекламы: сайты, социальные сети, лесхоз работает с двоими столичными туроператорами.
– Ещё многое зависит от индивидуального подхода к каждому гостю, – добавляет Константин Наумов. – Особенно в непредвиденных ситуациях, ведь они случаются постоянно. Не можем быстро найти зверя, испортилась погода, поторопился или опоздал с выстрелом охотник – всё это влияет на общее настроение. Сохранение спокойствия со стороны организатора – залог беспроблемного завершения не совсем удачного дня. Разряжать натянутую обстановку приходится и шуткой, и весёлыми рассказами с хорошим концом, и предложениями изменить намеченный план действий. Нужно обязательно учитывать возраст, здоровье клиента, его общественное положение, профессию. При этом нельзя допускать панибратства. Каждый клиент должен осознавать, что соблюдение установленных Правил обязательно.
Первоочередное внимание в структурах также уделяется наращиванию ресурсного потенциала. Постоянно и внимательно отслеживается жизнь биоценоза, в том числе состояние леса и всей начинающейся здесь пищевой пирамиды, от которых и зависит численность животных. Без этого никуда! Ведь охота там, где есть зверь. А живности в охотугодьях и лесхоза, и БООР хватает. 150 лосей, 50 ланей, 130 косуль, 100 оленей благородных, 230 глухарей, 140 тетеревов и множество других животных и дичи обитают во владениях лесохозяйственного учреждения. На территориях БООР прекрасно себя чувствуют 405 лосей, 340 косуль, 220 оленей благородных, 372 глухаря, 340 тетерев и т.д. Настоящее раздолье для охотников- туристов.
– Чем планируете в будущем удивлять гостей? – интересуюсь у Александра Варвашевича.
– В БООР обсуждается идея об организации в охотугодьях фотоохоты. Для этого у нас есть всё необходимое. На мой взгляд, это перспективное и прибыльное направление. И оно будет востребовано, особенно у жителей больших городов. Так что, возможно, в недалёком будущем, собираясь в охотничий тур, кто-то будет брать с собой ружьё и патроны, а кто-то – фотоаппарат. Как говорится, каждому своё...