Спецпроект

ТЕМА НОМЕРА

В ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ДИНАСТИЯХ РОССОН ТРАДИЦИИ ЖИВУТ И ПЕРЕДАЮТСЯ КАК ОПЫТ И НАСЛЕДИЕ

16 ноября 2012 | 38561 | Ольга Лебедева | 22726 | 112 | 0 | 0 | 11 | 39 | 89
Вы видели когда-нибудь, чтобы подсолнух улыбался и весело рос из года в год? А учитель начальных классов Клястицкой школы Светлана Борисовна Габрусёнок видит это каждый день. Подсолнух, яркий, любознательный, – это её любимый 3-ий класс. 

С чем можно сравнить воспитательный процесс? Все живое на Земле зависит от солнца. Поставь растение в темный шкаф, оно  погибнет без тепла и света. Самое солнцелюбивое растение – подсолнух. Оно с утра до вечера «смотрит» на солнце, «идет» за ним, поворачивая свою «голову». Учитель начальных классов для своих обучаемых, как солнышко, которое окружает их любовью, заботой, лаской, дарит им тепло, управляет их нравственным развитием. Малыши  тянутся к своему первому учителю, стараются подражать ему, угодить, быть старательными, чтобы не огорчить его.

Они все, как семечки в подсолнухе. Эти «семечки» учатся жить в одном коллективе, заботиться друг о друге, переживать и помогать друг другу. Дети растут физически, умственно, нравственно, т.е. «зреют». Эта аллегория: подсолнух – дети,  мне очень понравилась.




Учитель начальных классов – классный руководитель – это единое целое. Светлана Борисовна  с детства твердо знала, что будет  учителем и только учителем младших классов. Почему? Совсем не случайно. Дело в том, что сама судьба направляла клястицкую девушку в педагогику – бабушка и дедушка у неё были учителями начальных классов, у мамы в начальной школе Света сама постигала азбуку и арифметику. Две сестры – тоже педагоги. 

– Мне нравилось смотреть, как мама пишет планы, готовится к урокам, оформляет стенды, таблицы. Учиться у неё в классе было счастье: наблюдать, как она общается с остальными детьми, с коллегами, видеть, как ее любят и уважают. Мне тоже хотелось быть такой же внимательной к детям.

Профессия, выбранная Светланой Борисовной раз и навсегда, складывается из очень близких понятий: учитель – педагог – наставник – классный руководитель. Они не могут существовать раздельно. Разве может педагог учить, не наставляя, не воспитывая? В.А.Сухомлинский писал, что «человек, который встречается с учениками только на уроке – по одну сторону учительского стола, а по другую обучаемые – не знает детской души», а кто не знает детской души и кто не знает ребенка, тот не может быть воспитателем. Отношения, когда учитель не чувствует сокровенных движений детской души, не переживает детских радостей и горестей, не стремится мысленно поставить себя на место ребенка – в школе недопустимы. Но как стать настоящим учителем, классным руководителем, как верно вести за собой, как правильно воспитывать?

Самый сложный класс – это первый. Вот он – фундамент товарищеских взаимоотношений. Вот она – платформа отношений между классным руководителем и родителями. Вот когда нельзя просмотреть, недоговорить, недодать, иначе фундамент треснет, а платформа будет неустойчивая. Свой первый класс Светлана Борисовна помнит хорошо. Это было в Головчицкой школе 21 год назад. Именно туда приехала нарабатывать первый педагогический опыт Светлана после окончания Витебского государственного университета им. П. М. Машерова. 

– Отлично помню свой первый год работы, – с улыбкой рассказывает Светлана. – Опыта нет, огромное волнение от того, понимаю ли я чувства детей, правильно ли  разбираюсь в детских ссорах, обидах, правильный ли даю совет родителям. Помогала мне в работе заложенная природой педагогическая интуиция. Стало легче, когда появились свои дети, когда я  на себе ощутила, как  может болеть материнское сердце за своего малыша. Тогда пришло понимание, что каждый ребенок индивидуален, к каждому нужен свой подход.

Сама же, выпускница Клястицкой школы,  с благодарностью вспоминает своих первых наставников – маму Валентину Николаевну Петрову и классного руководителя целиком девичьего класса, учителя физики Владимира Кондратьевича Дударева. 
Ещё будучи студенткой, вышла замуж. После Головчиц семьёй обосновались в родной деревне, в Клястицах. Светлана Петровна – по натуре мама, и не только классная. Вместе с мужем воспитывают троих детей – двюх девочек и сына. Старшая, Юля, пошла по стопам отца – сейчас студентка юридического факультета Белорусского государственного университета. Она, как и её сестра  Лена, любит своего первого учителя не только как чуткого педагога, но и как лучшую на свете маму.    Сын  Саша – ученик 9 класса Клястицкой школы, по всему, будущий ветеринарный врач.  Как рассказала Светлана Борисовна, жалеет и лечит всех нуждающихся в помощи животных.
Все дела грамотный педагог привыкла доводить до конца. Этому учит и своих воспитанников. На уроках использует элементы методики «Шаг за шагом», построенной на работе по «центрам». Одной из главных составляющих успеха в нелёгком образовательном процессе считает индивидуальный подход к каждому воспитаннику. Рассмотреть ребёнка, увидеть то, через что можно с наибольшим эффектом работать с ним – вот залог  будущего надёжного фундамента.

А ещё – каждодневная работа с родителями. Будь то собрания, общение по телефону, посещение на дому, внеклассные совместные мероприятия.

– Я не боюсь спрашивать совет у родителей, говоря им: «Давайте подумаем вместе… Как вы думаете…».  Но зато потом, когда в классе нет проблем с драками, с оскорблениями, когда дети держат свои обещания, когда им можно доверить серьезные поручения и они «расшибутся», чтобы не подвести, когда родители откликаются на предложения, не отказывают в сотрудничестве, а то и сами предлагают помощь, ты скажешь: «Все не зря».

 Как же много зависит от учителя, классного руководителя, какая ответственность на нём: не только научить учиться, но заложить азы формирования человеческой личности: научить доброте, состраданию, уважению, гуманности,  видению прекрасного.
Хочу снова обратиться к словам замечательного педагога В.А.Сухомлинского: «Если ребенок не видит успехов в своем труде, огонек жажды знаний гаснет..., ребенок теряет веру в свои силы, застегивается, образно говоря, на все пуговицы». Это страшно. Как важно в школьной жизни создавать ситуацию успеха абсолютно для каждого! А чтобы ребенок «не застегнулся на все пуговицы», не нужно скупиться на добрые слова, делить детей на любимых и не очень. Если ребенок счастлив в детстве, он будет счастлив и потом. А мы, взрослые, тем более педагоги, причастны к судьбе детей.

– Что такое счастье? – размышляет Светлана Борисовна. – В народе говорят: счастье – это когда утром хочется бежать на работу, а вечером – домой. Я счастлива каждое утро видеть свой любимый подсолнух, мою маленькую дружную семейку, любопытные глаза своих учеников. Счастлива, что могу передать им часть своих знаний, научить учиться и дружить. Я люблю свою профессию и чувствую радость от того, что могу расти профессионально, раскрывая заложенный педагогический потенциал.

Я счастлива и оттого, что в семье меня любят, муж понимает и поддерживает, а  мои дети гордятся мною, уважают меня.  Моя опора и поддержка, все понимающие, готовые всегда прийти на помощь, как дома, так и в школе. Все возвращается. В педагогических династиях традиции живут и передаются как опыт и наследие. И завтра я опять иду в школу…

Искать похожите статьи:

НОВОСТИ БЕЛТА
ПОПУЛЯРНОЕ ЗА НЕДЕЛЮ
Ирина Гореликова
490

Пусть шумят деревья. В Россонах заложили новый парк в честь 80 -летия освобождения

Алёна Бородулькина
445

Всё включено. Корреспондент «ГР» заглянул на кухню и узнал, чем кормят механизаторов

Алёна Бородулькина
392

Бережно храним память. Чтим историю

МЫ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ
АРХИВ ГАЗЕТЫ
0000-00 | 2007-декабрь | 2010-февраль | 2010-март | 2010-апрель | 2010-май | 2010-июнь | 2010-июль | 2010-август | 2010-сентябрь | 2010-октябрь | 2010-ноябрь | 2010-декабрь | 2011-январь | 2011-февраль | 2011-март | 2011-апрель | 2011-май | 2011-июнь | 2011-июль | 2011-сентябрь | 2011-октябрь | 2011-ноябрь | 2011-декабрь | 2012-январь | 2012-февраль | 2012-март | 2012-апрель | 2012-май | 2012-июнь | 2012-июль | 2012-август | 2012-сентябрь | 2012-октябрь | 2012-ноябрь | 2012-декабрь | 2013-январь | 2013-февраль | 2013-март | 2013-апрель | 2013-май | 2013-июнь | 2013-июль | 2013-август | 2013-сентябрь | 2013-октябрь | 2013-ноябрь | 2013-декабрь | 2014-январь | 2014-февраль | 2014-март | 2014-апрель | 2014-май | 2014-июнь | 2014-июль | 2014-август | 2014-сентябрь | 2014-октябрь | 2014-ноябрь | 2014-декабрь | 2015-январь | 2015-февраль | 2015-март | 2015-апрель | 2015-май | 2015-июнь | 2015-июль | 2015-август | 2015-сентябрь | 2015-октябрь | 2015-ноябрь | 2015-декабрь | 2016-январь | 2016-февраль | 2016-март | 2016-апрель | 2016-май | 2016-июнь | 2016-июль | 2016-август | 2016-сентябрь | 2016-октябрь | 2016-ноябрь | 2016-декабрь | 2017-февраль | 2017-март | 2017-апрель | 2017-май | 2017-июнь | 2017-июль | 2017-август | 2017-сентябрь | 2017-октябрь | 2017-ноябрь | 2017-декабрь | 2018-январь | 2018-февраль | 2018-март | 2018-апрель | 2018-май | 2018-июнь | 2018-июль | 2018-август | 2018-сентябрь | 2018-октябрь | 2018-ноябрь | 2018-декабрь | 2019-январь | 2019-февраль | 2019-март | 2019-апрель | 2019-май | 2019-июнь | 2019-июль | 2019-август | 2019-сентябрь | 2019-октябрь | 2019-ноябрь | 2019-декабрь | 2020-январь | 2020-февраль | 2020-март | 2020-апрель | 2020-май | 2020-июнь | 2020-июль | 2020-август | 2020-сентябрь | 2020-октябрь | 2020-ноябрь | 2020-декабрь | 2021-январь | 2021-февраль | 2021-март | 2021-апрель | 2021-май | 2021-июнь | 2021-июль | 2021-август | 2021-сентябрь | 2021-октябрь | 2021-ноябрь | 2021-декабрь | 2022-январь | 2022-февраль | 2022-март | 2022-апрель | 2022-май | 2022-июнь | 2022-июль | 2022-август | 2022-сентябрь | 2022-октябрь | 2022-ноябрь | 2022-декабрь | 2023-январь | 2023-февраль | 2023-март | 2023-апрель | 2023-май | 2023-июнь | 2023-июль | 2023-август | 2023-сентябрь | 2023-октябрь | 2023-ноябрь | 2023-декабрь | 2024-январь | 2024-февраль | 2024-март | 2024-апрель |

0000 | 2007 | 2010 | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 | 2016 | 2017 | 2018 | 2019 | 2020 | 2021 | 2022 | 2023 | 2024 |

ГОРОСКОПЫ ПО ЗНАКУ ЗОДИАКА



ССЫЛКИ НА РЕСУРСЫ
Россонский районный исполнительный комитет
Витебское областное управление МЧС РБ
Официальный сайт Россонской средней школы имени П.М. Машерова
Туризм и отдых в Россонском районе
Детский правовой сайт
ГЛХУ Россонский лесхоз
ВИДЕО О РОССОНАХ
ФОТОРЕПОРТАЖИ